Гражданская оборона предусмотрена как государственная система оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время и в исключительных ситуациях, с целью контроля и защиты населения и национальной экономики от уничтожения террористами и в случаях стихийных бедствий или иных видов катастроф, а также последствий разрушения окружающей среды. Она также включает спасательные работы и неотложный ремонт поломок в разрушенных или загрязненных районах. В большинстве стран гражданская оборона управляется правительством и зачастую добровольно укомплектованной организацией.
К числу мер гражданской обороны, осуществляемых для защиты населения, относятся системы оповещения, разнообразные инженерные и индивидуальные средства защиты, организация экстренной эвакуации в безопасные районы, наблюдение и контроль химического, радиоактивного и биологического загрязнения. Специалисты организаций в области ГО поддерживают тесные и бесперебойные рабочие отношения и сотрудничество с многочисленными институтами, которые работают в интересах защиты жизни человека и окружающей среды, а также с различными отраслями СМИ.
Курсы профессиональной переподготовки разработаны для будущих специалистов организаций в области ГО и ЧС. Целью курсов является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и ЧС.
Содержание учебной программы программы:
№ пп |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
СРС |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационно - правовые основы ГО и защиты от ЧС |
36 |
24 |
12 |
|
1.1 |
Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Организационные основы ГО и защиты населения от ЧС |
18 |
12 |
6 |
|
1.2 |
Требования и практическая работа по обеспечению выполнения регионального законодательства, муниципальных правовых актов и нормативных актов организации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
18 |
12 |
6 |
|
2 |
Организация обеспечения пожарной безопасности |
24 |
18 |
6 |
|
3 |
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах |
24 |
18 |
6 |
|
4 |
Основы защиты населения от ЧС природного, техногенного, военного характера и террористических угроз |
236 |
164 |
72 |
|
4.1 |
ЧС природного характера, присущие субъекту Российской Федерации. Возможные последствия их возникновения |
20 |
14 |
6 |
|
4.2 |
Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов |
22 |
16 |
6 |
|
4.3 |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
24 |
16 |
8 |
|
4.4 |
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС |
22 |
14 |
8 |
|
4.5 |
Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности |
20 |
14 |
6 |
|
4.6 |
Воздействие на человека и объекты поражающих (негативных) факторов, характерных для военных действий и чрезвычайных ситуаций |
22 |
16 |
6 |
|
4.7 |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана гражданской обороны и защиты населения |
26 |
20 |
6 |
|
4.8 |
Перевод ГО объекта с мирного на военное положение |
16 |
10 |
6 |
|
4.9 |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях |
18 |
12 |
6 |
|
4.10 |
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
22 |
16 |
6 |
|
4.11 |
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма |
24 |
16 |
8 |
|
5 |
Организация работы по предупреждению, оповещению и ликвидации ЧС мирного и военного характера |
194 |
140 |
54 |
|
5.1 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени |
26 |
18 |
8 |
|
5.2 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность |
26 |
18 |
8 |
|
5.3 |
Порядок создания и применения спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований |
28 |
22 |
6 |
|
5.4 |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
24 |
18 |
6 |
|
5.5 |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС |
24 |
18 |
6 |
|
5.6 |
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) |
26 |
18 |
8 |
|
5.7 |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
20 |
14 |
6 |
|
5.8 |
Организация и проведение специальной обработки |
20 |
14 |
6 |
|
6 |
Прогнозирование, оценка и повышение устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
62 |
42 |
20 |
|
6.1 |
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов |
12 |
8 |
4 |
|
6.2 |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
14 |
10 |
4 |
|
6.3 |
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
20 |
14 |
6 |
|
6.4 |
Порядок финансирования мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели |
16 |
10 |
6 |
|
7 |
Организация обучения населения в области ГО и защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
86 |
52 |
34 |
|
7.1 |
Нормативное правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС |
16 |
10 |
6 |
|
7.2 |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС |
26 |
16 |
10 |
|
7.3 |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
24 |
14 |
10 |
|
7.4 |
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей |
20 |
12 |
8 |
|
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
8 |
|
8 |
Экзамен |
|
Всего часов: |
670 |
458 |
212 |
|
Программа обучения рассчитана на 670 часов.
Форма обучения – определяется совместно образовательным учреждением и Заказчиком (без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства, с применением дистанционных образовательных технологий)
По окончанию обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке (установленного образца).