Высокие темпы и объемы современного строительства предопределили высокую актуальность профессий, задействованных в этой сфере. При постройке любых объектов, сооружений и конструкций проводится комплекс инженерных изысканий, направленных на изучение и выявление различных факторов и условий, которые могут повлиять на процесс строительства и последующую эксплуатацию постройки. В том числе, эти изыскания направленны на определение физико-механических свойств подстилающих грунтов.
Грунтами называют горные породы, являющиеся сложной и многокомпонентной геологической системой и способные влиять на инженерно-строительную деятельность человека косвенно или напрямую.
При изысканиях проводится комплекс мероприятий направленных на изучения пригодности грунтов для постройки и возможности использования их в строительстве (например, как составляющую строительных смесей). Физико-механические и химические свойства грунтов зависят от нескольких основных факторов:
Кроме того, в зависимости от климатических и орографических условий местности, важную роль могут играть и другие факторы.

Стоит также отметить, что исследования грунтов проводятся как в полевых, так и в лабораторных условиях. В первом случае, активно используются методы геофизики, статическое и динамическое зондирование, исследования грунтов в стенках разрезов. При лабораторных исследованиях проводится отбор образцов грунта (рыхлых и монолитных) и их последующие исследования в специальных грунтовых лабораториях.
Профессиональная переподготовка по данной специализации предполагает постепенное усложнение программы. В начале обучения слушатели изучает вводные, общие темы, затем происходит последовательное углубление и изучение более частных и сложных аспектов. Продолжительность обучения зависит от изначального уровня знаний слушателя, профиля образования и выбранной программы. В целом, состав тем и предметов может несколько меняться, но общий план обучения предусматривает освоение следующих тем:
| 
 № пп  | 
 Наименование разделов и дисциплин  | 
 Всего часов  | 
 В том числе  | 
 Форма контроля  | 
|
| 
 Лекции  | 
 СРС  | 
||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 1  | 
 Общие представления о механике грунтов  | 
 18  | 
 10  | 
 8  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Физические свойства грунтов  | 
 26  | 
 16  | 
 10  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 Механические свойства грунтов  | 
 26  | 
 16  | 
 10  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 Реологические свойства горных пород  | 
 28  | 
 16  | 
 12  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 Механические свойства горных пород при наличии структурно-механических ослаблений  | 
 28  | 
 16  | 
 12  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 Начальное напряженно состояние породного массива  | 
 28  | 
 16  | 
 12  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 Напряженное состояние при приложении внешней нагрузки  | 
 28  | 
 16  | 
 12  | 
 
  | 
| 
 8  | 
 Деформации грунтов и расчет осадок фундаментов  | 
 32  | 
 18  | 
 14  | 
 
  | 
| 
 9  | 
 Устойчивость откосов и склонов. Давление грунта на подпорные стены  | 
 32  | 
 18  | 
 14  | 
 
  | 
| 
 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  | 
 6  | 
 
  | 
 6  | 
 Тестирование  | 
|
| 
 Всего часов:  | 
 252  | 
 142  | 
 110  | 
 
  | 
|
Программа обучения рассчитана на 252 часов или на 42 календарных дня.
Форма обучения – определяется совместно образовательным учреждением и Заказчиком (без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства, с применением дистанционных образовательных технологий)
По окончанию обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке (установленного образца).