Высокие темпы и объемы современного строительства предопределили высокую актуальность профессий, задействованных в этой сфере. При постройке любых объектов, сооружений и конструкций проводится комплекс инженерных изысканий, направленных на изучение и выявление различных факторов и условий, которые могут повлиять на процесс строительства и последующую эксплуатацию постройки. В том числе, эти изыскания направленны на определение физико-механических свойств подстилающих грунтов.
Грунтами называют горные породы, являющиеся сложной и многокомпонентной геологической системой и способные влиять на инженерно-строительную деятельность человека косвенно или напрямую.
При изысканиях проводится комплекс мероприятий направленных на изучения пригодности грунтов для постройки и возможности использования их в строительстве (например, как составляющую строительных смесей). Физико-механические и химические свойства грунтов зависят от нескольких основных факторов:
Кроме того, в зависимости от климатических и орографических условий местности, важную роль могут играть и другие факторы.
Стоит также отметить, что исследования грунтов проводятся как в полевых, так и в лабораторных условиях. В первом случае, активно используются методы геофизики, статическое и динамическое зондирование, исследования грунтов в стенках разрезов. При лабораторных исследованиях проводится отбор образцов грунта (рыхлых и монолитных) и их последующие исследования в специальных грунтовых лабораториях.
Профессиональная переподготовка по данной специализации предполагает постепенное усложнение программы. В начале обучения слушатели изучает вводные, общие темы, затем происходит последовательное углубление и изучение более частных и сложных аспектов. Продолжительность обучения зависит от изначального уровня знаний слушателя, профиля образования и выбранной программы. В целом, состав тем и предметов может несколько меняться, но общий план обучения предусматривает освоение следующих тем:
№ пп |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
СРС |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Общие представления о механике грунтов |
18 |
10 |
8 |
|
2 |
Физические свойства грунтов |
26 |
16 |
10 |
|
3 |
Механические свойства грунтов |
26 |
16 |
10 |
|
4 |
Реологические свойства горных пород |
28 |
16 |
12 |
|
5 |
Механические свойства горных пород при наличии структурно-механических ослаблений |
28 |
16 |
12 |
|
6 |
Начальное напряженно состояние породного массива |
28 |
16 |
12 |
|
7 |
Напряженное состояние при приложении внешней нагрузки |
28 |
16 |
12 |
|
8 |
Деформации грунтов и расчет осадок фундаментов |
32 |
18 |
14 |
|
9 |
Устойчивость откосов и склонов. Давление грунта на подпорные стены |
32 |
18 |
14 |
|
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
6 |
|
6 |
Тестирование |
|
Всего часов: |
252 |
142 |
110 |
|
Программа обучения рассчитана на 252 часов или на 42 календарных дня.
Форма обучения – определяется совместно образовательным учреждением и Заказчиком (без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства, с применением дистанционных образовательных технологий)
По окончанию обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке (установленного образца).